Объекты
Список включенных в карту объектов
Мечеть Махтум-баба
Местонахождение: Расположен в Тупкараганском районе Мангистауской области в 25 км к востоку от г. Форт-Шевченко.
Кооридината: N 44° 27' 24.30" E 50° 35' 33.14"
Описание памятника: Памятник впервые взят под государственную охрану Решением Мангышлакского исполнительного комитета областного совета Народных депутатов №121 от 25.03.1982 г. В мае 1851 г. урочище посетил Т.Г.Шевченко, сделавший зарисовку одного из видов некрополя. В честь этого на одной из скал урочища установлена памятная доска. Мечеть Махтум-баба расположена на некрополе Канга-баба, который в настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения.
Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Урочище Канга или Канга-баба, в прошлом являлось важным пунктом на магистральном караванном пути от пристаней Мангышлака в Хорезм и Хиву. Она привлекала внимание многих путешественников и исследователей. Комплекс памятников находится в живописной, удобной для древнего поселения местности - на южных склонах плато, постепенно переходящего в широкую долину. Большую часть комплекса (центральную и восточную) занимают архаичные туркменские памятники - в основном это грубые стелы, чаще всего парные; надгробия типа койтас; ящики-саркофаги с надгробиями на них; изредка - оградки из врытых на ребро плит с надгробиями внутри них; а также стелы с углублениями-светильниками (шыраками). На некрополе встречаются редкие типы памятников. К ним, прежде всего, следует отнести скульптурно-стилизованное надгробие типа кошкартас с рельефным изображением рогов, хребта барана, но сохраняющее общую композиционную схему обычного стилизованного койтаса. Другим достаточно оригинальным типом архаичных памятников на Канга-баба являются стеллы-шыраки, установленные совместно с традиционными грубыми стелами (прислонены к ним). Западную часть некрополя (приблизительно 1/3 часть его площади) занимают казахские памятники 18-нач. 20 вв.
Исторические данные, легенды-рассказы: Комплекс памятников Канга-баба многосложный и состоит из остатков древней тутовой рощи, расположенной у основания западного сая под обрывом плато, где между пластами струйками вытекает пресная вода; находящегося к востоку от мавзолея Каракоз; расположенных в низине некрополя и мечети; а также остатков зданий более позднего периода (школа-интернат), расположенных выше некрополя. Отдельные небольшие группки надмогильных памятников разбросаны к западу от мечети на гребнях и склонах отрогов. В целом памятник являет собой редкий архитектурно-ландшафтный комплекс, стоящий в одном ряду с такими выдающимися ландшафтными памятниками, как Шакпак ата, Бекет ата (Огланды), Улькен Жыбыскы, Султан епе и др. Формирование комплекса Канга баба, прежде всего, было связано с удобством местности и наличием источников воды - уже в огузо-кыпчакское время (11-13 вв.) здесь, могло существовать святилище кочевого населения Мангышлака, связанное с почитанием священных водных источников и тутового дерева. Культ шелковицы был достаточно широко распространены в прошлом у народов Арало-Каспийского региона, имел глубокие доисламские корни. Так, этнограф Г.П.Снесарев выделяет его в контексте других древних пережитков, связанных с почитанием дерева среди населения Хорезма. Не меньшим числом поверий (чем джида) окружена шелковица тут, плодоносность которой столь же велика. Многие старые тутовые деревья почитаются в качестве священных. Жители окрестностей Хивы рассказывают о старинных запретах срубать тутовые деревья; высохшую ветвь полагалось срезать, произнося молитвы. Как видно из ранних описаний местности Канга-баба, здесь существует большая роща этих деревьев, глубоко почитавшихся казахами. Из сохранившихся компактно шелковиц многие экземпляры очень старые (до 1,5 м. в диаметре) и хорошо плодоносят. Здесь же, вдоль ручейка, обильно растет мята (жалбыз). Все это создает неповторимую прохладу и аромат.
От некрополя примерно в 200 м к юго-западу расположена наземная мечеть Мактум-баба, датируемая XIV-XV вв. В народе имеются такие упоминания о мечети – в огузо-кипчакском периоде мечеть использовалась как караван-сарай, впоследствии как мечеть-медресе. Мечеть представляет собой многокамерное сооружение из нескольких больших и малых помещений, связанных между собой арочными проходами. Стены мечети выстроены из полуобработанных камней с использованием глинистого раствора, методом наклонной «косой» кладки (сейсмостойкая). Судя по разрушенным участкам, можно предположить, что первоначально в многокамерном сооружении имелись купольные перекрытия.
Потомок Имам Хусейна святой Мактум-баба на Мангышлак пришел из Персии, где проживали туркмены Курекалы, спустя некоторое время к нему присоединились значительное количество мюридов и в это время в местности Ханга не росло ни одного дерева. Однажды мюриды пришли к Мактум-баба и попросили у него разрешения погулять в саду. На что он сказал им: «Сегодня не уходите никуда, если до завтра поблизости не найдете садов, то я позволю вам пойти туда». Мюриды послушали его и остались, а на следующей день рано утром они увидели, что вся ближайшая гора покрыта превосходными деревьями со множеством плодов. Очарованные этим зрелищем и удивленные совершившимся чудом они пришли к Мактум-баба и пали к его ногам, покаявшись в своих грехах. После этого же число мюридов Мактум-бабы стало увеличиваться и дошло до нескольких тысяч. После смерти Мактум-бабы никем не присматриваемые сады, стали уничтожаться, до настоящего времени из них уцелело только несколько тутовых деревьев.
Таким же чудесным образом появились и сады на равнине Султан-эпе. Это произошло так: однажды, когда суфий Хейрулла сидел в уединении,занимаясь благочестивыми размышлениями, к нему пришли несколько человек с одной стороны и несколько человек с другой. Пришедшие сели и стали разговаривать, зашла речь о святых: одни давали преимущество над всеми святыми Султан-эпе, восхваляя его, другие же – особенно величали Мактум-бабу в особенности за то, что он одним словом покрыл пустынную гору великолепными садами. Услышав это суфий Хейрулла сказал им следующее:«Если Мактум-баба одним словом произвел сады, то я, имеющий только ничтожную частицу достоинств Султан-эпе, покажу их вам, взойдите на эту гору, посмотрите на равнину и вы увидите на ней такие сады, какие пожелаете». На что сторонники Мактум-бабы заявляют ему, что он безумен. Услышав это суфий Хейрулла в порыве гнева воскликнуль «Хюве-хак!» (истина), вскочил и стал вертеться вокруг своей оси, потом быстро побежал на гору где и упал; все присутствовавшие пошли за ним и вскоре с великим удивлением увидели, что вся равнина на большом пространстве стала покрыта превосходными деревьями. И тогда все они стали громогласно прославлять Бога, пали к ногам суфия Хейрулла и стали преданными ему мюридами.
Источники:
Из книги «Предания адаевцев о святых секты ханафие, живших и умерших на Мангышлаке// Сборник сведений о кавказских горцах» Тбилиси (Тифлис) 1873 г.;
С.Е. Ажигали «Архитектура кочевников. Феномен истории и культуры Евразии». – Алматы, 2002 г.;
Материалы архива ГУ МГИКЗ.
Просмотры: 6342
Видео-материалы
3D Модель
Маршрут
Некрополь Каратобе
Урочище Тамшалы
Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....
Урочище Самал
Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....
Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата
Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...
Некрополь Кенты-баба
В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....
Мемориальный комплекс Мурын-жырау
Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник».Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....