Объекты
Список включенных в карту объектов
Мавзолей Барака Сатыбалдыулы
Местонахождение: расположен в Бейнеуском районе Мангистауской области, в 13 км к югу от села Турыш.
Координаты: N 45°23' 19.45", E 56°15' 10.75"
Описание памятника: Некрополь впервые был взят на государственный учет в 1993 г. с местной категорией значения. На некрополе захоронен Барак батыр, выходец из рода Табын младшего жуза. В 1993 году на месте захоронения батыра был возведен купольный мавзолей. Мавзолей в плане прямоугольной формы, выполнен в местной традиционной архитектуре в три яруса. Внутренние и наружные стены облицованы известняком. На главном фасаде выгравирована надпись «Барак батыр». На этой стене имеется пустое место в виде арки, на этой же стене имеется входной проем, с внешней стороны арки имеются изображения узоров растительного характера. Внешняя сторона орнаментов обрамлена в виде «П»-образной буквы. Остальные 3 стены вокруг «П»-образного обрамления орнаментированы геометрическими узорами. В верхней части имеются угловые трехчетвертные колонны. На передней части двух колонн выгравированы изображения оружий батыра (топор, меч, шлем). Главный мастер - архитектор М.С.Нуркабаев.
Исторические данные, легенды-рассказы: Барак Сатыбалдыулы (1743–1840 гг.) – батыр, возглавлял национально-освободительное движение казахов младшего жуза. Он родился на Устюрте в местности пески Сам. В 18 лет он одержал победу в поединке с торгаутским батыром Алакобиком. В 70-е годы XVIII века Барак батыр, возглавив отряд родов шомишты-табын, участвовал в сражениях с калмыками на берегах Едиля и Жайыка. В 1785–1792 гг. стал одним из руководителей движения Сырыма Датова.
В семидесятые годы ХVІІІ века Барак батыр, возглавив отряд родов шомишты-табын, участвовал в сражениях с калмыками на берегах Едила и Жайыка. Об упорстве Барака писал барон О.Игельстром в письме императрице Екатерине II. Его военные действия против насилия со стороны русских позволили сохранить казахские земли правого побережья реки Жайык. Препятствовал влиянию России на западе Казахстана, не допускал постройки военных крепостей. Барак батыр захоронен в нынешнем Бейнеуском районе Мангистауской области.
В 1993 году в память о батыре построен современный мавзолей, архитектор – М.Нуркабаев. Главный мастер – архитектор М.С.Нуркабаев.
Общественный деятель Х.Досмухамбетов, описывая восстания Исатая – Махамбета и неповиновение младшего жуза, отмечал: «Целью царского правительства было полностью завладеть казахским народом, так как Казахстан являлся прямой дорогой к Азии. Решение могло быть только одно – избавиться от правительства. У русских чиновников оставалось желание овладеть младшими жузами через торговлю».
Сын Барака Сатыбалдыулы Асау и внук Дауит также были известными воинами.
Про Барак батыра сложено множество легенд и рассказов. Когда Барак батыр выехал освободить Айшуак хана, то оставил своего 13-летнего сына Асау и одного дома. Но старики рода не давали покоя мальчишке, заверяя, что он должен помочь отцу. Чтобы отец не узнал его, Асау надел шапку и отправился на битву. Старики наказали ему не снимать шапку, даже если вспотеет голова. Ни одна стрела не могла попасть в него.
Бекет ата и Барак были современниками, хорошими товарищами, уважали друг друга. В легенде «Бекет ата и батыр Барак» есть рассказ о семи лебедях. Барак батыр сказал Бекету: «Когда ты ехал на коне, перед тобой пролетели семь лебедей. Семь поколений потомков будут знать о твоем величии». Тогда Бекет ответил: «Перед тобой пролетели три лебедя. У тебя будет только три потомка». И вправду, у Барака были только сын Асау и внук Дауит. У казахов было несколько батыров с именем Барак. И все они остались в памяти народной как освободители и победители врагов в кровавых битвах.
Источники:
- Документы заповедника;
- Энциклопедия «Мангистау»;
- «Арал-Каспий аралығы
тарихи-мәдени ескерткіштеріндегі араб графикалы мәтіндердің
анықтамалығы», 1 том, Н.А.Кульбаев, Алматы-2015 г.
Просмотры: 4969
Видео-материалы
3D Модель
Маршрут
Некрополь Каратобе
Урочище Тамшалы
Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....
Урочище Самал
Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....
Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата
Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...
Некрополь Кенты-баба
В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....
Мечеть Махтум-баба
Мемориальный комплекс Мурын-жырау
Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник».Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....