Объекты

Список включенных в карту объектов

Мавзолей батыра Атагозы

Местонахождение: Расположен в Бейнеуском районе Мангистауской области, в 18 км на юго-западе от села Бейнеу и на расстоянии 2 км севернее от старого Бейнеу.

Координата: N 45°10 44.7” E 55°06 20.6”   

Описание памятника: В 1994 г. принят под местную защиту и государственный учет. В настоящее время постановлением №3 акимата Мангистауской области от 5 января 2018 года внесен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Каменная ограда в плане построена в виде невысокого прямоугольника из грубообработанных камней, а надгробие-кулпытас выполнено из цельного камня, закругленного сверху в виде четырехгранника. В последние годы вновь выстроенная окружающая каменная ограда, была убрана, и исторический памятник остался неизменен. На сегодняшний день, надгробие Атагозы-батыра окружено невысоким обработанным каменным ограждением. Рядом посаженные деревья  обнесены вдоль современной железной оградой. Здесь также из черного гранитного камня установлен мемориальный памятник и на нем написано: «Выдающийся руководитель Сырьдарьинского восстания крестьян 1773 г. против Белого царя и народно-освободительного движения 1783 г. под предводительством Сырыма Датулы, полководец, борец за Независимость с калмаками, известный бий, в 1785 г. донесший до русской императрицы Екатерины требования и просьбы своего народа».

Исторические  данные,  легенды-рассказы: Атагозы Айткулулы (1704-1794 гг.) – батыр, имя которого стало легендой Младшего жуза. В 1723 г. его слава прогремела в бою против калмаков, когда он с 40 тысячами вооруженных казахов и каракалпаков выступил против них. Особенно отличился в бою против калмацкого хана Сэрен Дондуком в 1726 г. Достигает победы в бою с калмаками на Урале, Эмбе, Устюрте и Мангистау. Вместе с этим он был иззвестным бием и  красноречивым оратором. В устах народа сохранилось множество крылатых выражений, когда-то высказанные батыром. Атагозы Айткулулы был активным участником народно-освободительного восстания 1783-1797 гг., во главе которого стоял Сырым Датулы. Это восстание началось в основном из-за накопившегося гнева на хана Младшего жуза Нуралы. В 1785 г. самые яркие представители Младшего жуза пишут письмо на имя императрицы России Екатерине-ІІ, в котором изобличают лицемерие Нуралы хана. Имеется сохранившейся исторический документ письма-требования с подписями 21 представителя из 29 от Младшего жуза – среди 55 имен требования Адайского народа выразили батыры – Атагозы Айткулулы, Омир Суйикулы, Шотан Назарулы и Асан-бий.

Последующее поколение запомнит Атагозы батыра не только как воина-батыра, справедливого бия, но и как красноречивого и пламенноречивого оратора, оставившего после себя наследие слова. Он возглавлял казахов Мангистауского региона, служил под началом хана Младшего жуза Нуралы. Вел надзор за сбором различных налогов с населения, вместе с тем доводя до хана просьбы и прошения простого люда. Остановимся тут на красноречии, справедливости и прямолинейности Атагозы, об этом можно судить из рассказов, дошедших до нас от старшего поколения.  

..Во времена правления хана Нуралы, влиятельный Байсал-бай из рода Алаша, породнившись становится сватом батыра и бия Сырыма Датулы из рода Байбакты, сосватав дочь Сырыма за своего сына. По обычаям предков был выплачен калым. Сын Байсала пару лет незаметно для аульных старших время от времени приезжал в аул Сырыма к девушке на свидания; а перед самым началом тоя – свадебной церемонии, вдруг передумывает на ней жениться. У Байсала не получается образумить избалованного сына и он отправляет посланца к Сырыму с наказом: что дескать сын его не слушает, не желает женитьбы с невестой, вследствии чего он расторгает договор сватовства и требует возвратить выплаченный за невесту калым.

Тогда Сырым передает посланнику следующее: «Клятва моя – нерушима. Захочет забрать мою дочь – пожалуйста, не захочет – милости просим, но калым ни в коем случае не возвратим». Будущему свату не понравился ответ Сырыма и он вновь пытается возвратить калым. Обе спорящих сторон собираются к хану Нуралы для решения спора. По дороге Сырым говорит Байсалу: «Негоже нам дискутировать перед ханом. В ставке хана много посетителей, поэтому там много сплетен. Лучше давай мы вместе с тобой попросим адайского бия Атагозы разрешить наш спор, он славится справедливостью и прямотой. Он ни тебе, ни мне не приходится близким родственником, ты увидишь его правое решение». Байсал прислушался к этим словам. Так они вдвоем и сворачивают со своей дороги и останавливаются в ауле Атагозы на Мангистау. Атагозы встречает и приветствует гостей и во время конакасы – трапезы для гостей спрашивает у них цели визита. Выслушав обе стороны, Атагозы произносит следующее: «Светик Байсал, если твой сын 3 года жениховался и ездил в аул невесты, то  калым тебе уже не вернуть, если хочешь забирай свою невестку, а не пожелаешь – то ступай с Богом». Оба они с благодарностью восприняли решение Атагозы и разъехались по аулам.

Красноречивый оратор земли Мангистау и несомненно  дальновидный лидер многочисленного адайского рода Атагозы Айткулулы, в свое время сказал: «Как защитить мой народ от чужаков, чтобы и поросенку не было вреда», оставив после себя слова-назидания. Рожденный в смутное время и прошедший через кровопролитные битвы, часто рискуя головой, выходил в боевой готовности и полном вооружении во время вражеского наступления. У адаев стало пословицей крылатое выражение: «Туркменов с Мангистауской низменности разогнал грозный вид Атагозы Айткулулы, сила воли Шотан батыра из рода Жары, богатырская сила Лабак батыра из рода Кунанорыс и топот скакуна темно-гнедой масти Саназар-бая из рода Ескельди». Это выражение дошедшее в неизменном виде от потомков к потомкам до нашего времени и подтверждает его историческое происхождение. Общественный деятель, ученый-врач Х.Досмухамбетулы в своем сборнике «Аламан» ставит имя его в один ряд вместе со знаменитыми казахскими биями.

Источники:

І том книги «Адай шежіресі» Жетібай Жылкышиев, Алматы 2014 г.

Материалы архива ГУ «МГИКЗ».

 


Просмотры: 467

Урочище Саура

Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 г. В целях повышения туристической привлекательности урочища Саура, в 2014 г. под руководством археолога А.Астафьева проведены археологические исследования крепости Саура....


Урочище Тамшалы

Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....


Урочище Самал

Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата

Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...


Мечеть Махтум-баба

Памятник впервые взят под государственную охрану Решением Мангышлакского исполнительного комитета областного совета Народных депутатов №121 от 25.03.1982 г. В мае 1851 г. урочище посетил Т.Г.Шевченко, сделавший зарисовку одного из видов некрополя....


Некрополь Кенты-баба

В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Мемориальный комплекс Мурын-жырау

Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник».Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Страницы: 1234567