Объекты

Список включенных в карту объектов

Некрополь Кыдырша ата

Местонахождение: расположен в Мангистауском  районе Мангистауской области, в 86 км к юго-востоку от села Толеп.

Координаты: N 44°15' 9.11" , E 55°15' 27.53" 

Описание памятника: Исследован в 2008 г. специалистами ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник», включен в предварительный список учета объектов историко-культурного наследия Мангистауской области. На некрополе отмечено 35 объектов. В центральной части некрополя расположена современная каменная ограда. У западной стены, внутри ограды, установлен деревянный шест - «Сырык агаш» с лоскутами ткани. На той же части, но только за кирпичной оградой находится современный кулпытас. К северо-востоку от ограды расположен саганатам. Памятник в плане  прямоугольный, выложенный из пиленых плит известняка-песчаника, сложен без фундамента на цокольном поясе, имеет трехслойную  структуру с каменной кладкой в середине. Входные проемы обращены на юг. Восточнее располагается еще один саганатам аналогичный саганатаму №1, у западной стены установлен кулпытас. В той же части некрополя располагаются каменные ограды со стелами, композиционные кулпытас с койтасами.

Кыдырша Жылкыбайулы - известный целитель и костоправ. У Жылкыбая было 8 сыновей. Самого младшего звали Кыдырша. По легенде, Кыдырша ата имел способность вправлять вывихи и переломы, не дотрагиваясь до человека. Каким бы сложным не был перелом, переступая порог Кыдырша ата, кости человека вправлялись сами по себе. В то время переломы встречались в основном после расчистки колодцев и после падения с лошади. Как только Кыдырша ата отправлялся в многодневный путь к больному – сломанные кости человека вставали на свое место сами по себе, разбившиеся косточки же постепенно соединялись и человек спокойно засыпал до прихода целителя. Однажды Жылкайдар из рода Кырыкмылтык упал с лошади, сломав себе бедренную кость. Он отправил человека с двумя лошадьми, чтобы он привез ему Кыдыршу. Как только гонец добрался до Кыдырша ата, измученный человек тут же и уснул. Кыдырша ата останавливается в другом доме. В эту ночь больной зашевелил ногой. После этого Кыдырша ата наказал ему устроить жертвенную пищу-садақа. Зарезав барана и приготовив мясо – тут же зовут Жылкайдара. Удивленная родня отвечает, как таки человек, сломавший себе бедро, может встать на ноги.  На что Кыдырша ата им говорит: будите его – он должен встать. Разбуженный просыпается и поливает всем на руки.

Как-то однажды Кыдырша ата совершает прогулку вместе с группой своих друзей-джигитов и останавливается в ауле Сатей-бия. Местный молодой джигит по имени Абантай Текешулы дарит целителю коня. Кыдырша ата очень понравилась его скромность и поведение. На следующий день Абантай сажает целителя на коня, Кыдырша ата тут же спускается с лошади и благославляет Абантая. Через 3-4 дня после отъезда Кыдырша ата Абантай начал вправлять и лечить переломы. Этот человек также был осененный благодатью: костоправ-лекарь, предсказывал на кумалаках и умел распознавать следы зверей. Кыдырша ата скончался в 1915 г. Его способности передались его потомкам. Говорят, что у паломников, проводивших ночь на могиле Аяган ата, сына Кыдырша ата также излечивались переломы. Однажды известный кюйши Шамиль Абильтаев, ходил на костылях поломав ногу, услышал об Аяган ата и приехал его почтить:  заночевал там, а наутро сам пошел на двух ногах (1993 г.). 

Источники:

1. Материалы архива ГУ МГИКЗ;

2. Генеалогия Бегей ата «Белгілі ерден Бегей бар» - Алматы 2007 г.

 


Просмотры: 923

Урочище Саура

Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 г. В целях повышения туристической привлекательности урочища Саура, в 2014 г. под руководством археолога А.Астафьева проведены археологические исследования крепости Саура....


Урочище Тамшалы

Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....


Урочище Самал

Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата

Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...


Мечеть Махтум-баба

Памятник впервые взят под государственную охрану Решением Мангышлакского исполнительного комитета областного совета Народных депутатов №121 от 25.03.1982 г. В мае 1851 г. урочище посетил Т.Г.Шевченко, сделавший зарисовку одного из видов некрополя....


Некрополь Кенты-баба

В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Мемориальный комплекс Мурын-жырау

Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник».Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Страницы: 1234567