Объекты

Список включенных в карту объектов

Подземная мечеть Бекет ата (XVIII-XIX вв.)

Местонахождение: Расположен в Каракиянском районе Мангистауской области, в 95 км к северо-востоку от поселка Сенек.

Координаты: N 43°35' 45.91" , E 54°4' 34.21" 

Описание памятника: Памятник был впервые исследован в 1973 году экспедицией общества защиты историко-культурных памятников под руководством М.Мендикулова. В 1979 г. был исследован группой архитекторов института «Казпроектреставрация» под руководством М.С.Нуркабаева. Памятник, впервые взятый под государственную защиту постановлением №38 Совета Министров Казахской ССР от 26.01.1982 г. с поправками и дополнениями в соответствии с Указом Премьер-министра Республики Казахстан № 897 от 16.05.2000 г. перешел с местного уровня на республиканский уровень. В настоящее время приказом Министра Культуры и спорта Республики Казахстан №119 от 30 марта 2015 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. Постановлением №209 акимата Мангистауской области от 03.09.2014 г. утверждены границы охраняемых зон подземной мечети Бекет ата в местности Огланды Каракиянского района. В 1996, 2000, 2003, 2006, 2010 гг. СНППМ «Мангышлакреставрация» провела научно-реставрационные работы, была построена большая мечеть для паломников. В 2016 г. специалистами РГП «Казреставрация» были проведены исследования с целью определения технического состояния и режима тепловой влажности мечети Бекет ата. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «География сакральных мест Казахстана» в рамках программы «Духовная модернизация».

Мечеть вырублена в среднем ярусе высокой скалы, уступами спускающемся в глубокую лощину, густо заросшую кустарником. Мечеть состоит из четырех помещений. Первое помещение – вестибюль, который освещается глубоким световым люком, пробитым в центре куполообразного потолка. Здесь установлен деревянный шест. С западной стороны вестибюля находится молитвенный зал с михрабом в южной стене, а с юго-восточной – два помещения, в одном из них похоронен сам Бекет ата. Он умер в возрасте 63 года. Все помещения в плане имеют форму неправильного круга. Высота их колеблется от 2,7 до 3,5 м. Стены с несколькими плоскими нишами для светильников гладко отесаны.

Исторические  данные,  легенды-рассказы: Бекет Мырзагулулы (1750-1813 гг.) – философ и просветитель, выходец из рода Адай, населявших Мангистау, Устюрт и Атырау. Родился в селе Акмешит Жилойского района Атырауской области. Согласно легендам, передававшимися от поколения к поколению, Бекет ата был батыром, боровшимся с врагами за независимость народа. Он был наставником, постигнувший путь науки и образования в регионах Мангистау, Атырау и Устюрта. Бекет ата был мастером-архитектором, построившим медресе и мечеть, а также подземную мечеть для обучения детей, целителем, освоивший силу природы и  ставивший больных людей на ноги. За храбрость и мужество, проявленные в битвах с  калмыками и туркменами, Бекет ата в народе прозвали  батыром. 

По одной из легенд, Бекет ата еще в молодости, переходя брод, заметил над водой палец, затем – пять пальцев. После из воды показались сорок пальцев. Юноша в этом увидел аян (вещее знамение) и понял, что таким образом Высшие Силы дают знать, чтобы он встал на путь религии (Пять пальцев – пятикратный намаз, тридцать пальцев – тридцатидневная ораза, сорок пальцев – сорок заповедей). С тех пор Бекет ата встал на истинный путь религии.

Пройдя обучение в Хиве у знаменитого суфия Бакыржан-кажы, Бекет возвращается на родину и продолжает его дела среди своих соплеменников. Он обустраивает подземные мечети, организует обучение детей, проповедуя личным примером служения Богу. За необыкновенные способности этого удивительного человека исцелять душу и тело, оберегать в беде и направлять в сомнении ещё при жизни считали святым. За свою жизнь он обустроил несколько мечетей в местах сезонных кочёвок своего племени. Это Акмечеть в Атырауской области, в местности Тобыкты, в Старом Бейнеу, Огланды и Байшагыре.

«Оғыланды» в переводе с туркменского означает ребёнок, дитя. По легенде, у кочевавших здесь племён туркмен в один год из-за эпидемии одной из инфекционных заболеваний умерло большое количество детей. Все они были захоронены на одном кладбище, которое впоследствии и назвали Огланды, т.е. Детское. Ещё при жизни Бекет ата завещал, чтобы паломники, прежде чем поклониться ему, посетили это место, которое местные жители тоже считают святым. Здесь не редеет поток почитателей,  желающих получить исцеление и успокоение, поклониться святому.

В настоящее время мечеть Бекет ата отреставрирована, территория благоустроена, на поверхности плато построен большой комплекс для многочисленных паломников, непрерывным потоком стекающихся сюда, к святому месту. Это святое место, которое по значимости стоит в одном ряду с захоронениями пророка Мухаммеда и Ходжи Ахмета Яссауи.

Источники:

1. Энциклопедия «Айбын». Главный редактор Б.О.Жакып. Алматы: «Казахская энциклопедия», 2011 – 880 стр;

2. «Исторические личности» (познавательно-массовое издание). Для школьников и общественности. Составители: Б.Тогысбаев, А.Сужикова. “Алматинское книжное издательство”, 2009;

3. Атырау: Энциклопедия. Алматы: Атамура, 2000;

4. Ислам. Энциклопедический справочник. Алматы: ТОО “Аруна Ltd.”, 2010;

5. «Алаштың ардағы» (сборник по страноведению и языковедению). Составители Е.Е.Тилешов, Г.П.Арипбек. Астана: «Руханият», 2010;

6. Б.Абдирахманов «Суфийский путь Бекет ата». Алматы: Нурлы алем, 2010;

7. Материалы архива Мангистауского государственного историко-культурного заповедника, архивный фонд 209 (паспорт памятника).


Просмотры: 838

Урочище Саура

Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 г. В целях повышения туристической привлекательности урочища Саура, в 2014 г. под руководством археолога А.Астафьева проведены археологические исследования крепости Саура....


Урочище Тамшалы

Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....


Урочище Самал

Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата

Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...


Мечеть Махтум-баба

Памятник впервые взят под государственную охрану Решением Мангышлакского исполнительного комитета областного совета Народных депутатов №121 от 25.03.1982 г. В мае 1851 г. урочище посетил Т.Г.Шевченко, сделавший зарисовку одного из видов некрополя....


Некрополь Кенты-баба

В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Мемориальный комплекс Мурын-жырау

Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник».Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Страницы: 1234567