Объекты

Список включенных в карту объектов

Подземная мечеть Бекет ата в местности Тобыкты

Местонахождение: расположен в Мангистауском  районе Мангистауской области, в 30 км к югу от села Кызан.

Координаты: N 44°39' 12.83" , E 52°27' 15.96"    

Описание памятника: Исследован экспедицией ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник» в 2004 г. под руководством К.Канисовой. Впервые взят на государственный учет Постановлением №197 акимата Мангистауской области от 5 октября 2004 г. На сегодняшний день согласно Постановления акимата Мангистауской области №279 от 28 июля 2010 г. включен в государственный список памятников Истории и культуры местного значения. На мечети были произведены реставрационные работы в 2006 г. (ТОО «Парыз»). В 2015 г. СНППМ «Мангистауреставрация» также провела восстановительные работы.

Мечеть расположена в скальных выходах меловых пород, возвышающихся на высоту 10 м. Представляет собой вырубленные в мягкой породе 2 небольших помещения, сообщающихся между собой. Первоначальный облик мечети хорошо сохранился. Его комнаты примыкают друг к другу, крыша освещена, и есть отверстие, чтобы проникал воздух в помещение. Находится под охраной государства как исторический памятник, связанный с жизнью Бекет Мырзагулулы, который был религиозной и исторической личностью, философом, просветителем, удостоенный звания Пира. Площадь первой комнаты составляет около 10 кв.м. Вторая комната овальной формы размером 5х3 м. В настоящее время мечеть в хорошем состоянии. Диаметр светового отверстия составляет 1,5 м. Через это отверстие установлены 3 деревянных шеста. Согласно исследованиям наших ученых специалистов, эта мечеть является одной из мечетью, где просветитель Бекет Мырзагулулы обучал детей суфизму.

Исторические  данные,  легенды-рассказы: Бекет Мырзагулулы (18 век) – философ и просветитель, выходец из рода Адай, населявших Мангистау, Устюрт и  Атырау. В молодости он прославился как искусный военачальник и храбрый воин в сражениях за свободу своего народа с соседними воинственными туркменами и калмыками, за что народ прозвал его Ер Бекет. Желая установить мир и согласие на родине, Бекет становится на путь религии. Это был единственный путь, который мог остановить бесконечные кровопролитные и изнурительные распри с соседями, не только препятствовавшие культурному развитию народа, но и грозившие ему физическим истреблением. Пройдя обучение в Хиве у знаменитого суфия Бакиржан-кажы, Бекет возвращается на родину и продолжает его дела среди своих соплеменников. Он обустраивает подземные мечети, организует обучение детей, проповедуя личным примером служение Богу. За свою жизнь он обустроил несколько мечетей в местах сезонных кочевок своего рода.

Мырзаболатулы Байсал был сверсником Бекет ата. Услышав, что Бекет ата собирается обустраивать мечеть на горе Огланды он присоединяется со всеми вместе к постройке мечети. Байсал тоже не жалея сил прикладывает все свое усилие к благому делу. После длительных работ все строители возвращаются к себе домой, один только Байсал непрерывно и без устали остается и трудится. Нет никого кого бы не удивили его особые сила и энергия. Конечно и мимо Бекет ата не проскользнул его особенный энтузиазм и намерения. В один из дней Бекет говорит Байсалу: «Байсал, ты многое сделал. Нету конца и краю твоей силе воли. Пусть Всевышний воздаст тебе за твой труд!», благославляя его. И тут же, будто прочитав грустные мысли Байсала о наследнике: «Передай своей жене, пусть не переживает. Будет у вас наследник в будущем году. Один – но достойный тысячи. Если родится сын назови его Мынкиси. Довольный возвращается Байсал из аула Бекет аты, обрадовав по приезду жену Карашаш..

На следующий год сбылось предсказание Бекет ата. В 48-летнем возрасте Карашаш становится матерью мальчика. Прогремел той и мальчика назвали Мынкиси..»

«Когда сбылась его заветная мечта, радостный Байсал отправляет гонца к Бекет ата с приглашением на шилдехана-той. На приглашение гонца Бекет ата: «Пусть будет благословенен новорожденный! Даст Аллах я специально приеду к нему по прошествии 40 дней. Передай, что не смогу приехать на этот раз». Услышав слова гонца по возвращению от Бекет ата Байсал подумал: «Надо же, этот человек всю свою жизнь читал намаз только в мечети. До его приезда мне обязательно надо подготовить мечеть специально для Бекета» и придя к такому заключению начинает искать удобное место на полуострове Бузачи, начав песчаный раскоп в возвышенном месте низины Тобыкты. Наверно к такому благому делу мы полагаем, присоединились все его сородичи и аульчане. Мечеть эта была готова за 3 дня до приезда Бекет ата в аул Байсала. В обещанный срок Бекет ата приезжает в аул Байсала. И в подготовленной Байсалом мечети он читает предвечерний, вечерний, ночной и утренний намазы.

Источники:

1. Книга «Адай шежиреси», 336-337 стр.;

2. Материалы архива ГУ МГИКЗ;

3. Материалы обследования экспедицией института «Казпроектреставрация» Министерства Культуры Каз ССР 1986 г.


Просмотры: 544

Урочище Саура

Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 г. В целях повышения туристической привлекательности урочища Саура, в 2014 г. под руководством археолога А.Астафьева проведены археологические исследования крепости Саура....


Урочище Тамшалы

Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....


Урочище Самал

Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата

Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...


Мечеть Махтум-баба

Памятник впервые взят под государственную охрану Решением Мангышлакского исполнительного комитета областного совета Народных депутатов №121 от 25.03.1982 г. В мае 1851 г. урочище посетил Т.Г.Шевченко, сделавший зарисовку одного из видов некрополя....


Некрополь Кенты-баба

В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Мемориальный комплекс Мурын-жырау

Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник».Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....


Страницы: 1234567