Объекты
Список включенных в карту объектов
Мемориальный комплекс Мурын-жырау
Местонахождение: Расположен в Тупкараганском районе Мангистауской области, в г. Форт-Шевченко, ул. Омирбаева, № 10.
Координаты: N 44030 17.0” E 50015 25.1”.
Описание памятника: Памятник выявлен в 2004 г. сотрудниками ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник». Памятник впервые был взят под государственную охрану Решением Мангышлакского исполнительного комитета областного совета Народных депутатов №208 от 24.06.1985 г. В настоящее время постановлением №3 акимата Мангистауской области от 5 января 2018 года внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов регионального значения по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Здание представляет собой небольшое Г-образное в плане сооружение, типичное для жилых построек начала ХХ в. в Мангышлакском регионе. Фундамент и стены сложены из блоков ракушечника. Стены оштукатурены. Окна прямоугольные. К дому примыкает кузнечная мастерская (устахана) прямоугольной формы. В настоящее время, дом и мастерская Мурын-жырау сохранились как музей. В музее хранится одежда, чапан и ковер, использованные Мурын-жырау в повседневной жизни.
Исторические данные, легенды-рассказы: Мурын-жырау – Тилеген Сенгирбекулы (1859-1954 гг.) выдающийся казахский поэт-импровизатор, один из последних представителей устного народного творчества – жырау (сказитель). Родился 16 января 1860 г. в Мангистауском районе, Мангышлакской области. Был учеником Кашаган-жырау и Нурым-жырау, изучил у них эпопею «Сорок батыров Крыма», деятель, передавший на бумаге эпос до нашего времени. Самый яркий представитель казахского устного творчества ХХ в. Мурын Сенгирбекулы – великий сказитель, донесший спустя 5 столетий после Сыпыра-жырау духовное наследие казахского народа – эпос «Сорок крымских батыров» до современности. Отец Мурына был знаменитым мастером-ювелиром. В молодые годы Мурын жырау, также обучался ювелирному мастерству. С детства хорошо знал народную поэзию, многие эпические произведения знал наизусть. Мурын распространял и пропагандировал казахские героические произведения на земле Каракалпакстана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана. В 1941 г. после того, как А. Хангельдин записал 37 отрывков из эпоса «Сорок крымских батыров» Мурын-жырау становится известным на всю Республику. В 1942 г. президент Казахского филиала научной академии КССР Каныш Сатпаев и директор истории, языка и литературы Казахской ССР Ныгмет Сауранбаев направляют письмо председателю Совета Министров Казахской ССР Нуртасу Ондасынову с просьбой пригласить сказителя, с предоставлением последнему специальных условий. 11 июля 1942 г. Мурын Сенгирбекулы приезжает в Алма-Ату. После непродолжительного отдыха перед 60 слушателями филармонии жырау исполняет эпосы «Орак-Мамай» и «Карасай-Кази». Среди слушателей были представители казахской интеллигенции, такие как Сабит Муканов, Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, Абдильда Тажибаев, Аскар Токмагамбетов, Есмагамбет Исмаилов, Кажым Жумалиев, Ныгмет Сауранбаев, Габиден Мустафин, Ахмет Жубанов, Габит Мусрепов, Алкей Маргулан и др. Стенографировала Мариям Исаева, а записывала эпосы Мариям Хакимжанова. В 1947 г. в фонды Научной академии им. И. Уйикбаева были переданы полная автобиография и эпос о 4 батырах. В этом же году Мурын-жырау приглашают в Республиканский Народный творческий дом г. Алматы. Несколько дней с публичными выступлениями он гостит в Алматы. В это же время записывают его эпосы. 20 апреля 1948 г. выходит указ Совета Министров Казахской ССР «Сбор, классификация и запись наследия Мурын-жырау». Рукопись писем эпоса «Сорок батыров Крыма» сегодня находится в рукописном отделе Научной Академии РК. В вышеназванном доме Мурын жил с 1906 г. до конца своей жизни. В конце 70-х годов родственники Мурына оставили дом и уехали в Атыраускую область. Умер великий сказитель 23 августа 1954 года в г. Форт-Шевченко.
Источники:
Материалы архива ГУ «МГИКЗ»;
«Сорок батыров Крыма» типография «Арысь» г.Алматы, 2005 г.–544 стр.;
«Сорок батыров Крыма» С.Сейфуллин и «История родословных сведений Ногайской Орды» Абай – 2011 г. №3 53-59 стр.
Просмотры: 4500
Маршрут
Некрополь Каратобе
Урочище Тамшалы
Обследован Волго-Уральской археологической экспедицией в 1982 г. В 2009 г. проведены дополнительные исследования. Впервые взят под государственную охрану Решением акима области №487 от 07.05.1993 года. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения....
Урочище Самал
Памятник выявлен и обследован в 2004 г. сотрудниками МГИКЗ. Могильник впервые взят под государственную охрану Постановлением акимата Мангистауской области №197 от 5 октября 2004 г. В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....
Скульптура кошкартаса на некрополе Кошкар ата
Памятник обследован в 1978 г. группой архитекторов института под руководством А.Итенова, в 1979 г. проведены исследовательские работы под руководством архитектора М.Нуркабаева. Некрополь впервые был взят под государственную защиту Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 6 июня 1974 года. Позже, Указом Исполнительного комитета Мангышлакского областного совета народных депутатов № 121 от 25.03.1982 некрополь был взят на государственный учет местного значения...
Некрополь Кенты-баба
В настоящее время Постановлением акимата Мангистауской области №3 от 5 января 2018 г. включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. Этот памятник вошел в список сакральных объектов по проекту регионального значения «Сакральная география Казахстана» в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»....